Сообщение: #7 | 16.10.2015 01:17
RE: Метро 2035
Когда начинается массовая истерия, события могут выйти из-под любого контроля. Ниже публикую две рецензии на роман с официального сайта.
Алексей121
Я прекрасно понимаю, что Глуховский в кругах "ценителей фантастики" -
персона нон грата. Хвалить его не принято, зато ругая легко заработать
репутацию знатока фантастики и вообще человека с тонким литературным
вкусом. При чем ругают, как правило, за мелочи: выдранные из контекста
фразы, несоответствие мутантов законам биологии, прочие фактологические
ошибки, имеющие крайне мало общего с идеями книги.
Если честно, нормальных критических рецензий, которые судили бы
смысловое наполнение книги, мне не попадалось. При том, что
фантастический сюжет всегда был для автора лишь оберткой, в которую он
заворачивал свои идеи (см. мой отзыв на "Метро-2034").
В целом, несмотря на сюжетные мостики к первым двум частям и даже к
компьютерной игре (за которую небыдло-читатели, наверняка, кинут в
автора еще один камень) "Метро-2035" стоит особняком среди других книг
цикла и гораздо ближе к предпоследнему роману Глуховского, "Будущее".
Который я, кстати, считаю полным провалом, неубедительной попыткой
развести читателя на эмоции за счет чернушных сцен со слабо
проработанной социальной проблематикой.
В "Метро-2035" еще больше "чернухи", а социальная составляющая даже не
оттеняет, а заменяет собой фантастику. При этом роман становится
своеобразной "работой над ошибками" по отношению к всему раннему
творчеству автора. Глуховский буквально перевернул "Вселенную метро" с
ног на голову. Здесь больше нет перестрелок с мутантами, нет
спасителей-Черных, а подземный постапокалиптический эпос разрушается о
железобетонный гиперреализм автора.
В качестве примеров можно рассмотреть, как развивались судьбы персонажей цикла.
Хантер.
В "Метро 2033". Один из лучших боевиков ордена, совершивший множество
вылазок на поверхность, способный в трудные моменты принимать жестокие,
но необходимые решения.
В "Метро 2034". Человек, получивший ужасные шрамы, живущий в постоянной
борьбе со своим внутренним зверем, в тайне ищущий спасения и находящий
его, пусть и на краткий срок. Олицетворение покалечившего само себя,
обезумевшего человечества.
В "Метро 2035". Спился. Живет на задворках метро, происходящим не
интересуется, в повествовании не участвует.
Саша.
В "Метро 2034". Светлый лучик. Девушка, мечтающая выйти на поверхность,
увидеть мир таким, каким он был до катастрофы. Жертвует собой, пытаясь
предотвратить бойню.
В "Метро 2035". Выжила. Стала шлюхой. Полностью порвала со своей прошлой
жизнью и мечтами.
Гомер.
В "Метро 2034". Летописец метро, составляющий современный эпос,
мечтающий написать книгу, которая изменит мир к лучшему.
В "Метро 2035". С каждым разом добавляет в свой эпос все больше вранья,
чтобы сгладить нелицеприятную действительность. В конце концов превращается в
обычного наемного писаку, готового сочинять такую историю, которую закажут.
Мельник.
В "Метро 2033". Бессменный глава ордена, человек невероятной моральной
силы, готовый пойти на все ради сохранения жизни людей.
В "Метро 2035". Ради сохранения ордена был вынужден пойти на сделку с
правящей верхушкой. Постепенно, сам того не понимая, стал служить не
людям, а тем, кто обеспечивает его деньгами.
И так далее. Практически все персонажи потерпели сокрушительное
моральное поражение по всем фронтам. Оставили свои мечты, идеалы и цели,
стараясь просто выжить и слепо подчиняясь обстоятельствам.
Остался лишь один идеалист, верящий в то, что человечество сможет
измениться, выйти из метро, отринуть скотское существование и зажить
новой, лучшей жизнью. Как ни трудно догадаться, это Артем, главный герой
романов "Метро-2033" и "Метро-2035".
Даже в самое сложное для себя время он не теряет надежду поймать сигнал
от выживших из других городов, каждый день выходя на поверхность. И
каждый раз возвращается назад. Радио молчит. И вот однажды он
встречается с Гомером, продолжающим писать свой эпос, который, к тому
моменту, больше похож на красивую, добрую сказочку, слабо отражающую
действительность. Гомер хочет включить в свою сказку и Артема, а чтоб
посадить того "на крючок", рассказывает еще одну байку, о человеке,
связавшимся со ставшими притчей во языцех "Полярными Зорями". Любому
читателю сразу понятно: байку сочинил он на ходу, и правды в ней не
больше, чем в остальной гомеровской писанине. Но Артем готов уцепиться
даже за этот призрачный шанс, поэтому отправляется в путешествие...
которое изменит облик метро, написал бы я, будь автором книги любой
другой писатель. Но нет. С самого начала и до финальных строк роман
полностью разрушает традиции, заложенные самим жанром фантастики.
Сюжет можно условно разделить на три примерно равные части.
Первая: путешествие Артема по метро, в том числе по тем местам, где он
бывал в прошлом. Уже здесь можно увидеть главные отличия романа от
предшественников: куда более мрачная атмосфера, ощущение всеобщего
упадка, даже на фоне и без того мрачного метро. Очень много сильных,
пробивающих до костей сцен. Приемная Свинолупа, история с курицей -
маленькие шедевры.
Вторая: лихорадочные поиски истины. Артем узнает правду: выжили многие,
по всему миру. Но глушилки, установленные по периметру Москвы, глушат
любой радиосигнал, делая связь с другими городами невозможной. Но кому
это нужно? Кто удерживает жителей метро под землей и зачем? Артем ищет
ответ на этот вопрос, находя под одним слоем лжи другой, еще более
неприглядный. Пока, наконец, не докапывается до правды, ставящей
привычную картину мира на голову.
Третья: лихорадочные попытки донести истину до людей. Тут проявляется
основной посыл книги, если смягчить выражения, всем наплевать на правду.
Каждый хочет жить своей жизнью и чтобы его как можно меньше трогали. И
не важно, что творится за окном. Куда проще отмахнуться от правды,
заменить ее своими собственными представлениями, пусть и далекими от нее,
или попытаться подстроится под текущее положение дел, не задумываясь о
завтрашнем дне. Борьба за светлое будущее - ненужный и глупый идеализм,
о котором хорошо писать только в книгах. В реальной жизни она или
подчиняется нуждам правящей партии, как произошло с Орденом Мельника,
или остается в границах кухонных баталий и "ах вот если бы..." за рюмкой водки.
Поэтому от Артема отворачиваются и не хотят слушать. Поэтому он, по
большому счету, безразличен правящей верхушке - они прекрасно осознают
его бессилие. Ну, слил очередной Сноуден информацию, что от этого
изменилось в политическом устройстве США?
Артема поддерживает только его жена. Но из-за любви к нему или из-за
любви к истине? Большой вопрос.
Итог.
Новым романом Глуховский не угодил всем читателям сразу. И "ценителям
прекрасного", которые будут плеваться на любую его новую книгу, даже не
открывая, и поклонникам его межавторского цикла подростковых боевичков,
для которых социальная проблематика "Метро-2035" будет непонятна или
неинтересна. Отсюда низкий средний балл и разгромные отзывы при полном
нежелании понять, о чем эта книга. Хотели мутантов, постапокалипсиса и
прочего, а книга о другом совсем. Непорядок.
Наверное, осталась лишь узкая прослойка читателей, которым роман будет
интересен. Что, на самом деле, весьма печально. На мой взгляд
"Метро-2035" - одна из лучших книг в российской фантастике за несколько лет.
P.S. Вынужден признаться, что роман я не читал, а слушал. И не могу не
отметить просто потрясающую, на грани гениальности, работу декламатора
Дмитрия Креминского, который смог передать сложнейшие,
эмоционально-насыщенные сцены романа так, что в них веришь от первого
слова до последнего. После этой озвучки несостоятельны любые претензии
к тому, что диалоги слишком просты, схематичны и просто "так не говорят".
Нет, говорят, причем именно так. Да и мат в книге удивительно к месту.
P.P.S. Уже после написания отзыва задумался, а что, собственно, дает
читателю эта книга? Осознание собственного бессилия, подтверждение
известной поговорки "Один в поле не воин", заряд депрессии и мрачного
настроения на весь день? Не знаю, правда.
Как все-таки хорошо, что есть другие книги, светлые, без чернухи и
матерных слов, где герой раскрывает мировые заговоры, ставит на колени
дорвавшихся до власти злодеев и получает за это медаль. Книги, которые
заставляют поверить в лучшее в людях, что мы все можем и вообще ого-го.
Гомер по заказу Полиса как раз такие пишет.
Samiramay
"Нужна ли людям правда? Рецензия на роман Дмитрия Глуховского "Метро 2035".
Роман следовало начать словами "там остался бетон и немного человеческих
жизней". Именно эти жизни будет отчаянно спасать Артем Черный, блаженный
сталкер, мечтающий о храме с синими куполами. В мире существует много
типологий сюжетов. Кто-то пишет, что их семь, другие увеличивают до
тридцати шести. Суть в том, что нового изобрести трудно. Автор поступил
просто и за основу сюжета взял Библию. Артем - Иисус Христос, Саша -
Магдалина, брокер Леха - апостол. Есть свой Пилат, есть Иуда. Отсылок к
христианским писаниям тоже много, и весьма оригинальных. Ветхий Завет -
самоучитель для спецназа по проведению боевых операций, а Новый Завет...
Новый Завет пытается создать Артем.
"Метро 2035" - это очень злая, колючая книга, которая неоднократно
вызывает желание ее бросить и вернуться к чему-нибудь мягкому,
приключенческому, безболезненному для мозгов после прочтения. Но одолев
первую главу, ты оказываешься на крючке и позволяешь автору себя
выудить, а потом нашпиговать мрачным, тяжелым, пахнущим грибами и ржавой
человеческой кровью Метро. Миром, который застывает в глотке, как
горькая таблетка, слишком большая, но слишком необходимая.
"Метро 2035" сильнее первых двух книг, хотя, думаю, большинству
поклонников жанра не понравится. Почему? Да потому что в ней нет
монстров, нет мистики, нет пресловутых героев-сталкеров, сваренных
вкрутую радиацией и геймерской фантазией подражателей. Автор выбрал
совершенно правильный рецепт и приготовил его со вкусом, умеючи: чудовищная,
реалистичная правда жизни куда страшнее вымышленных тварей с клыками и жалами.
"Метро 2035", пожалуй, самая политическая книга жанра. Ее политические
реалии отображают современную ситуацию настолько зеркально, что невольно
задумываешься: а почему в анонсе написано, что это "фантастика"? Книга
оставляет во рту горький, кислый привкус. Тебе плохо от того, как о
стену непонимания расшибает голову Артем, от того, как "невидимые
наблюдатели" умело выращивают людей-кроликов, ту самую толпу, которой
нужен не герой, а хозяева, селекционеры-любители. Скверно от того, что
смотришь в зеркало и видишь себя, нацию, страну. Но проглотив все это,
нельзя не улыбнуться автору за карикатурное изображение обитателей
бункера, чинуш и "сильных мира", которые жрут "сложные салаты" в
укрепленном убежище, чтут исторические и культурные ценности,
восхищаются восковой статуей Сталина и играют в шахматы, где на
клетчатой доске расшибают себе голову фигуры не из дерева или слоновой
кости, а из плоти и крови. Нельзя не пустить слезу над мечтами Артема
отрубить Гидре голову. И ладно, если бы на месте отрубленный только
новая вырастала. Все сложнее. Нельзя бороться с Гидрой, если "каждый
мечтает одной из ее голов стать". Прав Дмитрий Глуховский - "нет сегодня
гераклов". Вывелись.
Автор - не фантаст, он реалист, ведь это только в фантастических
боевиках Нео побеждает систему, а Артем, он... блаженный, юродивый,
искатель правды. А кому сегодня нужны искатели правды? И еще один
универсальный рецепт: хочешь быть богатым и знаменитым, пиши о настоящих
героях, сильных и мужественных, создавай красивые истории о любви, чести
и справедливости. Людям не нужен мрак, или, словами Гомера из Метро,
читатель "не хочет знать, что он - баран". Никто не верит Артему,
остается только материться.
Кстати, о матах. Много в сети комментариев на этот счет есть, ругают
автора. Зачем, мол, опустился до грязного языка, вон какие хорошие
первые две книги были - без матов. Но в том-то и дело, что третья книга
отличается от двух первых примерно так же, как Новый Завет от Ветхого.
Нельзя здесь без матов. Потому что та ложка меда, которую автор добавил
в конце к бочке дегтя, не изменит общего вкуса. Торжество материального,
стадного инстинкта в человеческой душе будет неизменным, а тем единицам
несогласных, тем, кто смотрит на мир не через стекляшки противогазов, а
своими глазами, остается лишь путь на Голгофу. И апостолы их выберут
сытую жизнь в убежище. И дружбы нет, а только предательство.
И все же "Метро 2035" - это книга о будущем, о надежде, о Человеке.
Артем - не воин, и это его главное достоинство и преимущество перед
всеми "сильными" персонажами книги - перед летягами, тимурами, хантерами
и другими боевиками. Потому что он - человек будущего. Люди войны умеют
только сражаться, это смысл жизни, растворившийся в их крови с того
момента, как они в первый раз убили. Для того чтобы чувствовать себя "на
месте", чтобы себя не потерять, им нужен враг. Без войны они никто -
лишь ее маленькие семена, которым в "засушливые" мирные времена остается
вянуть и чахнуть. При всей их приспособленности и навыках выживания,
будущее в постапокалиптическом мире за такими, как Артем.
Еще нужно сказать про любовь. В книге она правильная, верная, немного
грязная, как мир Метро, но с прочным, несгибаемым стержнем внутри -
таким же крепким, как вера Артема. А вот за что в автора хочется кинуть
помидором, так это за то, что он сделал с полюбившимися из первых книг
героями - с Хантером, Сашей, Мельником... Создателю, ему, конечно, виднее,
он ведь хотел все как в жизни, реалистично. Но как же порой не хватает
положительных, хороших примеров, как же хочется, чтобы - "не как в жизни".
Конечно, остаются и другие вопросы, поднятые еще со времен первого
метро. Нам, оптимистично глядящим в будущее читателям, не верится, что
людей можно разделить на четкие идейные категории, на "красных",
"фашистов", "буржуев", что людей можно сделать "кроликами" и выращивать
взаперти на подземных стадиях. И хотя на протяжении всей книги автор
старательно убеждал, что люди Артему не поверят, вопрос остался
открытым: почему? Неужели мы такие уж "кролики"? Неужели настолько
глупы, что, пройдя самую страшную войну XX века и семидесятилетний
советский режим, позволим сделать из нас марионеток в кукольном театре?
Неужели настолько безнадежны? Ответ только один - должно быть "Метро
2036", нужно дать автору шанс исправиться. Иначе получается, что третья
книга - это как сложное предложение, в конце которого снова поставили
запятую, а ведь так просилась точка.
|