(21.02.2013 01:19)Serge Sadov писал(а): К нищим в протестантской стране относились хуже, чем к скотине, считая, что те своими грехами заслужили свое положение, в то время как богатство превозносилось как указание на милость Бога. Одно это перечеркнуло все достоинство протестантизм.
Не совсем верно. В основе протестантизма лежит принцип предопределенности судьбы. Т.е. попадет человек в ад или в рай решено уже до его рождения. (в католичестве и христианстве есть свобода поступков и выбора) Соответственно каждый человек может только надеяться, что именно ему отведено местечко в раю. И есть верный признак по которому это можно определить: личное богатство. Т.е. если ты успешный человек и у тебя водятся деньжата, то место в раю тебе считай обеспечено. Чем больше ты скопил денег, тем вернее попадешь в рай. Если ты нищий, то место твое в аду. Вебер в "Протестантской этике и духе капитализма" очень хорошо раскрывает этот вопрос.
(20.02.2013 15:49)Serge Sadov писал(а): Правил Меньшиков. отката при нем быть в принципе не могло.
Ну если объективно, то откаты при Меньшиковом были, правда немного те. За те откаты Петр еще при жизни об спину Меньшикова трости ломал )))
(20.02.2013 15:49)Serge Sadov писал(а): С раскольниками другая проблема. Там жгли их, но только лидеров.
Увы, нет. Более того, известны случаи, когда отказавшиеся самосжигатся рядовые расскольники, добровольно сдавшиеся властям, после суда отправлялись на костер.
Безусловно, у нас таких масштабов сожжений, как в Европе не было. Но и маленькими их не назовешь. К тому же православная церковь практиковала и другие методы казни еретиков и инакомыслящих. Например утопление.
Дело в том, что еще один из отцов основателей христианства: Августин Блаженный, крупнейший и авторитетннейший теолог, живший в 4-5веке (т.е. за 600 лет до раскола на католиков и православных), обосновал необходимость применения пыток к еретикам.
Взгляды Августина на борьбу с еретиками претерпели три стадии. Вначале он пытался как средствами пропаганды, т.е. путем богословской полемики, переубедить вероотступников. Затем стал рекомендовать относиться к ним с "ограниченной строгостью" (temperata severitas), то есть применять к ним всякого рода репрессии, за исключением пыток и смертной казни. Под конец Августин стал ратовать за применение всех средств воздействия к еретикам, включая пытки и казнь.
Аргументировал он необходимость применения этих процедур к еретикам следующим образом:
Ссылаясь на места Ветхого и Нового завета, где речь идет о расправах с вероотступниками, Августин делал следующий вывод: христианская любовь к ближнему обязывает не только помогать вероотступнику спасти самого себя, но и принуждать его к этому, если он добровольно отказывается отречься от своих пагубных воззрений.
Августин уподоблял еретиков заблудшим овцам, а церковников пастухам, обязанность которых вернуть этих овец в стадо, пуская в ход, если надо, кнут и палку. Нет необходимости казнить заблудшую овцу, достаточно ее высечь, чтобы как следует проучить. Законно с этой целью применять и пытки, наносящие вред всего лишь грешной плоти - "темнице души", если с их помощью можно возвратить еретика на путь истинный.
Если, согласно библейскому учению, неверная жена подлежит наказанию, то с тем большим основанием подлежит наказанию изменяющий церковным догматам вероотступник. Неважно, уверял Августин, что еретик откажется от своей ложной веры из-за страха перед наказанием,- "совершенная любовь в конечном итоге победит страх". Церковь вправе заставить силой своих блудных сынов вернуться в ее лоно, если они заставляют других губить свои души.
Если еретик упорствует, его нужно убить из любви к нему! "Они убивают души людей, в то время как власти только подвергают пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются, когда власти осуждают их на временную смерть"
Августин.
Таким образом, наказание ереси согласно Августину это не зло, а "акт любви".
Кроме вот такого идеологического базиса, Августин приводил и вполне прагматические доводы.
Применять насилие к вероотступникам церкви выгодно, ибо это приносит желанный результат. Угроза пыток и смерти ставит вероотступника перед выбором: пребывать в своем заблуждении, пройти "через горнило мучений" и лишиться жизни или "стать умнее" - отречься от ложных учений и вернуться в лоно церкви. Многие еретики избегают сделать такой выбор из-за свойственной людям в делах веры нерешительности или опасений заслужить презрение своих единоверцев. Чтобы решиться, им нужен толчок, коим и является применение "сильных лекарств" доктором от богословия ))
Идеи Августина Блаженного лежали в основе политики как православной, так и католической церкви. И та и другая жестко расправлялась с еретиками за долго до возникновения инквизиции. В частности казнь через сожжение к нам пришла из Византии вместе с христианством. Князь Владимир утвердил свод Византийских церковных законы практически без изменений. А там прямым текстом была прописана смертная казнь колдунам, гадателям и ведьмам. Наивно было бы думать, что за 500 лет эта казнь применялась лишь несколько раз.
Дело в том, что в летописи попадали только из ряда вон выходящие события. Те же сожженные волхвы, про которых тут выше писалось, попали в летописи исключительно потому, что за них вступились княжьи бояре. Произошел серьезный конфликт власти светской и власти церковной. Только поэтому этот случай отражен в летописях.