(23.12.2011 09:36)Serge Sadov писал(а): А кто-нибудь может где раздобыть подробную схему конструкции блочного лука или арбалета?
Требуется чертеж, схема или схемы с опианием, почему и как работает?
Ага, чертеж уже есть, единственное но к собственно колесикам. Это не эксцентрики, а так вполне можно брать за базу
Спасибо Салату, чертежик я пересмотрел, есть несколько замечаний, которые, возможно будут полезны. Я попробую пробежаться по разным узлам, так будет проще.
Для начала общие соображения.
Эта модель, судя по всему предназначена для самостоятельной постройки в почти кустарных условиях. Ее достоинства - легкость, скорострельность, доступные материалы, простые инструменты (за исключением колесика, к которому нужен токарный станок или простая литейка). Фактически эта модель показывает, что она вполне может быть построена усилиями мастеров 12-го века, при условии небольшой технической консультации.
Скорострельность этой модели, кстати, вытекает из слабости боя. Судя по отсутствию даже элементарных стредств, облегчающих взведение, усилие натяжения не превышает 25-40 кг. Все имеющиеся на рынке охотничьи арбалеты - это машинки с
ослабленным боем. Ориентироватся на них при изготовлении боевого арбалета следует с той же осторожностью, как проектировать автомат Калашникова, опираясь на модель двустволки. Сделанный когда-то из рессоры простой арбалет пробивал тяжелым болтом дубовую доску в 3 см. Стрела современного охотничьего арбалета вязнет в мишени из плотной пены.
Второй момент - по признанию того же Hortons, несмотря на то, что заряд для арбалета традиционно именуют болтом, современные охотничьи арбалеты используют именно стрелы. Во-первых, блочный механизм приводит к повышенной длине пробега тетивы, во вторых стрела обладает б
ольшим останавливающим действием. Да никто и не даст любителю бронебойный болт, способный остановить (хоть и не убить, вероятно) полицейского в бронежилете. В той же модели из рессоры короткий болт даже из дерева со стальным наконечником крошил доску, длинная стрела того же веса и летела менее устойчиво и ломалась о препятствие.
Компоновка арбалета имеет основное значение. У арбалетов с обратно направленными дугами бой слабее. Это показывает сравнение Horton Vision и LEOPRO с моделями традиционной компоновки. Пока обратную модель с усилием 250-300 поундов (125-150 кг) не создал. Технологический предел для такой компоновки составляет 50-60 кг на сегоднящний момент. Для Володиных целей я определил бы легкий ручной арбалет для егерей с усилием 50-75 кг, который можно взводить руками, тяжелый бронебойный арбалет до 150-250 кг с устройствами натяжения, и станковый арбалет с усилием от 500 кг до тонны.
Компоновка моделей тогда становится чуть яснее - легкий арбалет можно делать с обратными стальными рогами, поскольку уменьшение суммарной отдачи на момент выстрела увеличит точность боя, а большая дальность при стрельбе между деревьями не нужна. В сочетании с виброгасителем получается легкое, мобильное, быстрое (для арбалета), тихое засадное оружие. С усовершенствованным прицелом, даже не оптикой, будет точным.
Тяжелый арбалет - стандартной компоновки и даже без всяких роликов. Те же Хортонс и Эскалибур для своих мощных моделей применения блоков избегают. Их выпускает TenPoints, но эта фирма считается самым технологичным производителем арбалетов, повторения их моделей в условиях 12 века я бы не рекомендовал. Кроме того, модель с короткими мощными дугами будет использовать короткий мощный болт, что самое то для бронебойной техники.
Станковый арбалет не ограничен весом, который можно носить в руках и срелять с рук. Здесь можно поизгаляться, особенно в условиях фантастики. Заряд к нему может быть очень большим болтом - скорее толстой стрелой, что оправдывает применение блочной технологии. Блок может быть большим, но для станкового арбалета это не страшно. Арбалет с усилием в полтонны-тонну будет иметь минимальный вес болта в килограмм, а, скорее, более. Значит вопрос как отдачи, так и отката актуален, что приводит к сооблазнительности идеи с обратными рогами. Блочный механизм с эксцентриками позволяет ослабить натяжение во взведенном состоянии на 50-80% от максимального, что сильно уменьшит нагрузку на спусковой механизм, а значит увеличит его надежность.