Итак, 29 июня собрались мы всемером и начали играть в увлекательную игру — «тетрис туриста» (или«как впихнуть невпихуемое») с усложнением: вес рюкзака ограничен двадцатью килограммами, остальное же должно сделать вид, что оно является ручной кладью или дико необходимой в полете одеждой (особенно нужны в самолёте до солнечного Душанбе пуховки и каски). Как оказалось, среди горнотуристического барахла не так-то просто найти достаточное количество тяжёлой, но в месте с тем компактной и, самое главное, не острой снаряги. На то, что продукты в ручной клади, вроде как, не приветствуются, многие благополучно забили — еда, упакованная для двухнедельного похода, на еду походит очень отдалённо и вообще вызывает всяческие сомнения касательно своей пригодности в пищу.
Домашний спортивный уголок превратился в станцию взвешивания: на гимнастические кольца предприимчивый Женя подвесил безмен. Остальные же периодически бегали к нему, ибо для точности измерений безмен надобно держать за маленькое кольцо и всяко не трясущимися руками, что затруднительно при взвешивании пресловутых двадцати кг.
Ну вот, пасьянс сошёлся у всех участников, пора перебираться в аэропорт. Переместить
N (неизвестно сколько) кг туристов и
M (много) кг барахла от места сбора до аэропорта согласились трое представителей славного турклуба УрГУ. Почему славного? Ну... В поход, вроде как, группа УПИ идёт, а водители кто? Молчу-молчу.
Добрались весело, даже без приключений. Удивительно.
А вот и таможня. Приключения заказывали? Нет? Оплатите ложный вызов.
Дело в том, что уже в процессе погрузки в машины встретили мы банду подозрительных лиц, которые, явно по предварительному сговору, передали нам посылку /*Отправляя группу в поход, друзья могут выдать оной так называемую «посылку» с указанием в стиле «открыть в пятый день похода». Запакована она обычно так, что до вскрытия можно только гадать, что в ней.*/ Вес посылки был обозначен как 350г. А в рюкзаках у всех около 20 кг, туда эти 350 г ну никак не вписываются. Руковод бунчит и брать отказывается, напоминая, что он-де предупреждал, мы самолётом, у нас вес груза ограничен, и вообще, все рюкзаки уже сформированы, пихать это некуда. Добросердечный Серёга берет сей предмет раздора к себе в ручную кладь. В каску. А что, моднявая такая сумочка получилась — в ней уже сухари были на тот момент.
Но вернёмся на таможню. В это время там происходит примерно следующий диалог:
— А что у Вас тут?
— Не знаю.
— Как это? Вы везёте через таможню сами-не-знаете-что? Ну хоть примерно.
— Даже примерно.
— ...
— Понимаете, у туристов есть такая традиция... — начал оправдываться злостный нарушитель правил таможни и авиаперевозок заодно (подозрительный чёрный пакетик ещё и побулькивал слегка).
Посмотрел таможенник на это безобразие, потряс посылочку, просветил несколько раз да пропустил. С просьбой в следующий раз убирать такое в багаж. Серёга, запомнил? Не попадись ему через годик-другой за тем же.
Только зарегистрировавшись на рейс, узнали, что он уже не в 23:30, а в 00:00. Женя начал вслух вспоминать, как его таким образом всю ночь мурыжили. Прелестно.
В рекордные сроки туристы превратили международный аэропорт в обыкновенный вокзал: разложенные шмотки (думаете, в ручную кладь мало влезть может? Ха. Как бы не так), снятые ботинки, спящие тела, гитара (маленькая и тихая, но все же гитара). Ещё культурный и аккуратный, но уже вокзал. Женя открыл кружок кройки и шитья — мастерил непромокаемый чехол для гитары. А рейс опять переносят... Теперь до 1:00, о чем зачем-то сообщают несколько раз подряд (до этого вообще не объявляли о переносах). Гады. Всякий раз дёргаемся, ожидая, что вылет передвинулся ещё дальше. Расслабившись, всё-таки слышим «по решению авиакомпании ... до 1:20». Хочется есть. И определённости. Но больше есть, ибо в предпоходной суете еда, как, впрочем, и сон, частенько задвигается куда подальше. Штурмуем местный фастфуд. Нда-а, с такими ценами не очень-то наешься. Оп-па! У нас же есть посылка. А что в ней написано? «Открыть во время днёвки.» Ну так, мы уже сутки должны быть на маршруте и из-за первого переноса рейса у нас сейчас как раз та самая днёвка. Притащив за уши объяснения, почистив совесть и хихикая на тему: «а теперь вопрос: "что в чёрном ящике?". Хоть бы бананы!», удовлетворяем любопытство — вскрываем посылку. Как и предполагали, там сгущёнка и какао, а кроме этого — сникерсы. О-о-очень кстати. Спасибо, Дима! Прости, что не на маршруте распаковали.
Дурим на тему «на инструктаже по спасению в самолёте всем надеть каски». Миша дрыхнет, свернувшись калачиком. А под носом заботливо подложенный товарищами сникерс. Умилительное зрелище.
На часах 1:10, на табло (красном из-за тучи перенесённых на шесть утра рейсов — нам-то, оказывается, ещё повезло) вылет самолёта до Душанбе все так же значится в 1:20. Оптимисты. Хоп, уже 1:40. Нервный смех по всему залу. Уползла было на свободное сидение спать, но минут через 10 объявили посадку. Видимо, приманила.
Со всякими этими задержками в Душанбе приземлились уже под утро. Светло и тепло. Больше похоже на уральский день. Саня, встречающий нас, смахивает на местного жителя: в светлой одежде, взлохмаченный, он не отдаёт растерянных россиян на растерзание местным таксистам. Уверенно отбиваясь от всех, ведёт подопечных к заказанной машине. Местный международный аэропорт, между прочим, сильно напоминает наш Северный автовокзал.
В ответ на расспросы о том, где он жил, Саша рассказывает, что в Хаятте, и весь верхний этаж там его. Мы сонные и почти доверчивые, но ведёт он нас к подозрительного вида вагончикам. Собираю клочки, в которые разлетелось мнение о том, что Саня — серьёзный человек. /*Примерно в середине дня перестала удивляться и просто наслаждалась обществом*/. Зато каждому выдан пакетик с фруктами и орехами. Черешня! Живём!
До выезда в горы нужно перераспределить снарягу и продукты, собрать рюкзаки и решить вопрос с регистрацией (двухнедельный поход никак не укладывается в разрешённые три дня пребывания в стране без регистрации).
Открываем базар-вокзал.
Саша встретил нас угощением.
Собравшись и оставив Олега разбираться с регистрацией, а Мишу — с горелкой, отправляемся на местный базар.
Поразительно аккуратно уложенная черешня.
Группа русских туристов на таджикском базаре.
Прогулка по базару перерастает в экскурсию по городу. В очень интересную, надо сказать. Экскурсовод у нас свой — Саша. И какой! Плавная речь, обилие интересных фактов, неожиданный взгляд на вещи... К тому же, за 4 дня он соскучился по русской речи. В общем, на нас с немалым интересом оглядывались прохожие.
Первые увиденные фонтаны.
На экскурсии
Не было бы этой зелени, если б не не развитая система полива
Встречаются весьма красивые и необычные здания
... и такие вот монументальные конструкции
Вернулись на базу мы ощутимо позже назначенного времени, издалека чуть ли не слыша ругань руковода. Зря торопились: Олега на базе не обнаружено. Горелка, вроде как, горит, но Миша с нами идти отказывается. Ну и ладно.
Купили какую-то интересную ягоду и приговорили арбуз.
Теперь по плану вылазка за местными сладостями — в противоположную от базара сторону. Теоретически, ещё утро — на часах около восьми часов. Но день, начавшийся в Ёбурге, все ещё длится для нас, а солнце уже жарит во всю. Полное ощущение того, что сейчас около двух часов дня. Хочется купаться. Саня предлагает для тренировки забежать во-о-он на ту гору. Купилась. Думала, он тут от жары совсем того... Наивная какая. Звоним Олегу, зовём купаться. Он «за». Кто бы сомневался. Возвращаемся к вагончикам и забираем тусящих там с собой.
Возвращаться тем же маршрутом неинтересно, поэтому пробираемся через какие-то дворы.
Совсем через дворы.
Двигаться уже лень, но ехать на транспорте скучно. До пляжа идём пешком через полгорода. Практически все теньки оккупированными местными, которые, видимо, размышляют о смысле жизни, ибо шевелиться на такой жаре совершенно не хочется. Кстати о местных. Кажется, я поняла, почему таджики так ужасно водят маршрутки в Ёбурге: они в принципе так водят. ПДД? Не слышали. Есть только одно правило: «под камерами делай вид, что ты едешь по правилам». Переход дороги на зелёный свет ничем не отличается от перехода на свет красный. Остановиться посреди дороги? Запросто. Ещё и сигналят постоянно. Водители, видимо, сохраняются, садясь за руль. Кстати, общественный транспорт точно так же останавливается в самых неожиданных местах. Тормозится троллейбус где-нибудь в произвольном месте на усмотрение водителя (хорошо если у обочины хотя бы), из него выскакивает мальчишка типа нашего кондуктора и начинает убеждать прохожих в том, что им позарез нужно прямо сейчас сесть в этот троллейбус. Неожиданно. А ещё есть легковые автомобили, которые тоже ездят по маршруту. И вообще, маршрутки или машины одинакового маршрута часто ездят стайками. Видела аж 4 подряд (вот совсем подряд, одна за другой) маршрутки с одинаковым номером. Ладно бы легковушки, в которых мест всего несколько. Так нет же, газельки какие-то. Маленький, говорите, город? Ну-ну...
Фонтанов тут полно. Огромный оазис в центре города.
Зелень радует глаз.
Арка.