Официальный форум писателя Сергея Садова
Сказки, как отражение ментальности нации - Версия для печати

+- Официальный форум писателя Сергея Садова (https://forum.sadov.com)
+-- Форум: Разговоры на интересные темы (/forum-17.html)
+--- Форум: Разговорчики обо всем на свете (/forum-21.html)
+--- Тема: Сказки, как отражение ментальности нации (/thread-19.html)



Сказки, как отражение ментальности нации - Serge Sadov - 01.07.2009 11:13

Часто встречаю ссылки на русский сказки, как на неистребимую тягу к халяве. Как пример приводят, например, Емелю и щуку. Лежал на печи, ничего не делал и тут ему счастье привалило.

А если взглянуть на все немного по-другому? В русских сказках да, восхваляется не труд, но если вдумать, то герои получают свое не просто так, а за поступки, совершенные не ради корысти, а по совести. Вот Емеля поймал щуку - так зажарь и съешь ее, тем более дома не очень богато с едой, но Емеля сжалился над ее детками малыми и отпустил. То есть щука потом просто отблагодарила его, но никак не подарила все на халяву. Если смотреть дальше, то и там видно, что ни одного поступка Емеля не совершил из корысти и даже на царской дочери в конце концов женился исключительно по любви. А вот его старшие братья, пусть работящие, но поступающие в своих эгоистичных интересах, не очень много-го и достигли.

Так же и в других сказках - все получает тот, кто поступает по совести. Тот же Ваня из Конька-Горбунка. И если его братья, крепкие хозяйственники, как их назвали бы сейчас, остались при своем (разве что зависть приобрели), то третий - дурак. Опять-таки дурак не потому, что дурак, а потому что в глазах окружающих совершает поступки, которые не направлены на его личную выгоду (действительно дурак - пожалел какого-то горбатого коня, какая ему с этого выгода???). Но именно потому главным героям и достается в конце все, как награда за поступки по совести. Именно этому и учат сказки.

Такое вот мое мнение. решил изложить его злдесь, поскольку надоело периодически на разных форумах и статьях читать про ментальность халявы на основании сказок.


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - Serge Sadov - 02.07.2009 09:43

<!-- m --><a class="postlink" href="http://nnm.ru/blogs/mongol6/issledovanie_skazki_po_shuchemu_veleniyu/">http://nnm.ru/blogs/mongol6/issledovani ... _veleniyu/</a><!-- m -->


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - abra - 02.07.2009 11:04

текст по ссылке по моему бредовый. Не знаю кто автор, но у меня появилось стойкое ощущение, что ЭТО стоит в одном ряду с,популярными ныне, книжками, где прикрываясь умными, сложно закручеными предложениями прячется отсутствие мысли. Т.е. автор не психолог, не лингвист, литературовед и ни разу не фольклорист (т.е. не разбирается в предмете), но пытается произвести впечетление разбираю действительно сложную тему. Типа люди подумают, что дурак за это не возьмется, значит примут за умного......

по теме топика, думаю сказки учат дружбе и чести .............. а работать жизнь сама заставит :о)


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - YanOtt - 02.07.2009 11:39

Serge Sadov

Последняя ссылка - это яркий пример того, что каждый видит то, что хочет... Ибо более нелогичные и бредовые тексты я встречал конечно, но этот твёрдо вошёл в мой топ-100, даже странно, что он о сказке, а не экономике или политике.

А по поводу сказок, то их обсуждать бессмысленно, потому что первоначальные сказки за редким исключением исчезли, они все прошли через множество корректоров, редакторов, идеологов разных периодов, над иностранными так ещё и переводчики измывались. Поэтому от народного там почти ничего не осталось...


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - Serge Sadov - 02.07.2009 15:28

Цитата:Не знаю кто автор,
Об авторе:

Лебедько Владислав Евгеньевич

Родился в С.Петербурге в мае 1966 г.

В 1989 году я окончил ЛИТМО по специальности "Квантовая электроника".
В 1992 году — окончил СпбГУ, факультет психологии по специальности
"Практический психолог".
С 1983 года учился у многих российских мистиков и психологов. Занимаюсь консультированием, целительством, ведением семинаров, написанием статей и книг.

Автор книг: "Осознание. Мастерство. Психотерапия.", "Хроники Российской саньясы (из жизни российских мистиков 1960-1990 гг.)" 1-4 тома, "Магия в профессии и творчестве", "Медитации на Joker'е", "Причастие (Великая Ересь)", "Магический Театр", "Архетипическое исследование сновидений", "Боги и эпохи", "Архетипические путешествия", "Архетипотерапия".

Создал в 1992 году и развил уникальный метод исследования архетипических сюжетов и преображения личности — "Магический Театр". Автор направления в консультировании, целительстве и психотерапии — "Режиссура жизненного пути".

Автор философской концепции "Постструктурная Алхимия", в которой
диалектически соединяются агностицизм и гностицизм, алхимия и постмодернизм.
Изучаю и использую в работе методы актерского мастерства. В 2001 году создал творческую студию "Joker", где ставятся и играются интерпретации классических пьес, попутно исследуются архетипические сюжеты (например, сюжеты Арканов Таро и др.)

1984 — 1985 гг. — прошел курс классического психоанализа.
1985 — 1988 гг. — участие в психоаналитических группах.
1988 — 1992 гг. — обучение транзактному анализу и практика.
1989 год — начал заниматься йогой и телесно-ориентированными практиками.
1990 — 1993 гг. и далее — обучение и практика гештальттерапии и психодрамы.
1990 — 1994 гг. и далее — обучение и практика юнгианского анализа.
1991 — 1994 и далее — обучение и практика НЛП.
1991 — 2000 гг. — активное изучение и практика телесноориентированных и психоэнергетических психотехник.
2000 — 2001 гг. — погружение в Великие Арканы Таро.
2001 — 2005 гг. — овладение и использование психоэнергетическими
целительскими практиками.
2001 — 2005 гг. — изучение западной философии от герметизма и христианского мистицизма до экзистенциализма, семиотики и постмодернизма. Появилась способность "показывать" философские понятия через различные состояния сознания и энергопотоки.

2005 — 2008 гг. — подготовка команды Ведущих Магических Театров.

1996 — ... — литературная деятельность

С 1998 года работаю в режиме импровизации (в разных аспектах творчества, самопознания, работе с людьми).

Основное направление работы — уменьшение энтропии, увеличение степеней свободы и проявление творческой харизмы у пациентов, клиентов, участников групп и семинаров, читателей, зрителей...


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - al1618 - 02.07.2009 16:26

Цитата:Основное направление работы — уменьшение энтропии, увеличение степеней свободы ...
Big Grin Big Grin Big Grin Big Grin Улыбнуло -а еще коллега, увеличение числа степеней свободы ведет к росту энтропии. Lol Lol
А вообще - видел раз как долго ругались два врача на скорой помощи, подошла третья и говорит: "что ты ему пытаешься объяснить? Он же ПСИХИАТР !"
До этого текста считал психологов более адекватными - оказалось просто лучше маскируются 8-)

А Задорнов - как говорится "умный, а дураааааааак"


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - Dark Merlin - 03.07.2009 10:54

al1618 писал(а):До этого текста считал психологов более адекватными - оказалось просто лучше маскируются 8-)
Насчет адекватности и "картины мира".

Ради интереса разбирал некоторые вещи с различных точек зрения, пытаясь делать это независимо (кстати экономику с точки зрения психологии и математики)... в итоге получил то, что получил. А получил я две абсолютно разные картины, в принципе разные и не имеющие никаких точек соприкосновения... Lol И ведь не скажешь, что одна из них не правильная, просто (ИМХО) психология и математика - два кита экономики, вот только гребут они ластами в противоположные стороны.

Насчет неадекватности психиатров (дейтелей культуры, математиков...) они все абсолютно адекватны, вот только печка, от которой пляшут, разная.


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - zadel - 03.07.2009 17:26

В приведенной ссылке очень много притянуто за уши и олицетворяет только предвзятое мнение написавшего.

Что же касается сравнения наших сказок с не нашими, хочу сказать вот что.
В сказке о золотом гусе (вроде братьев Гримм) есть такие строчки (по памяти) "человек этот всю жизнь работал, и сейчас жил в обеспеченной старости". Реальным олицетворением этой сказки являются немцы-пенсы, гоняющие на новеньких БМВ, и отдыхающие там где могут позволить только очень обеспеченные русские.
В противоположность в наших сказках создается стойкое ощущение что всю жизнь работая заработаешь только горб. А для того чтобы разбогатеть, или просто обеспечить старость, нужно или не кисло скомуниздить чего, или получить "по щучьему велению", или женившись на царевне и "полцарства в придачу". Олицетворением наших сказок являются наши пенсы, честно отработавшие всю жизнь, роящиеся сейчас в помойках в поисках бутылок, перебивающиеся с молока на хлеб и Ксюша Собчак.
Имхо Сказки это первое что создает менталитет который потом влияет на нашу жизнь.

Есть еще сказка "Илья Муромец". Сидел гражданин сиднем, ходить не мог вообще, а потом когда стало особенно хреново встал и дал всем люлей. Во первых режет взгляд изначальная пассивность (то ли невозможность активности) гг. Вместо того чтобы с младых ногтей изучать воинскую науку, качать скилы, он сидит на жопе до последнего, ожидая когда станет совсем кисло. Сомнительно что только научившись ходить вы получите преимущество перед регулярно занимающимся бегом(например) или профи воякой. И еще в результате этой сказки гражданин видя что дела вокруг идут все хреновее и хреновее предпочитает ничего не делать или сходить в церкву помолиться (ну ведь еще не совсем край, как у Ильюшиньки), а чтобы он так и не рыпался что нибудь предпринимать достаточно с экранов зомбоящика убедить что еще не совсем писец, а только примерно на полпути к нему.

И еще хочу сказать что настоящих русских народных сказок мы так и не знаем. Нам известны лишь отредактированные <удалено модератором> версии, которые не могут повлиять на формирование советского человека-раба, или повлиять в нужную сторону. В доказательство можно вспомнить отношение народа к царю, как к заступнику от произвола и человеку заботящемуся о благе государства (что очень хорошо внедрялось через церковные проповеди), ведь царь-батюшка(!). А после прочтения советских сказок остается стойкое ощущение что царь это какой то олигофрен, по непонятной причине командующий министрами и генералами. Еще Оруэл сказал что подчищение прошлого (и содержания настоящих сказок) это очень мощный инструмент.


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - Altavar - 03.07.2009 18:54

zadel писал(а):Есть еще сказка "Илья Муромец". Сидел гражданин сиднем, ходить не мог вообще, а потом когда стало особенно хреново встал и дал всем люлей. Во первых режет взгляд изначальная пассивность (то ли невозможность активности) гг. Вместо того чтобы с младых ногтей изучать воинскую науку, качать скилы, он сидит на жопе до последнего, ожидая когда станет совсем кисло. Сомнительно что только научившись ходить вы получите преимущество перед регулярно занимающимся бегом(например) или профи воякой.

Внимательнее знакомьтесь с материалом. Илья Муромец не по своей воле сидел, а из-за паралича нижних конечностей. И богатырем он стал с помощью "калики перехожего".


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - dreamkiller - 03.07.2009 21:49

Serge Sadov писал(а):А если взглянуть на все немного по-другому?

ИМХО, здесь можно сказать, что каждый находит то, что ищет. Вы, Сергей, нашли душевную доброту. Значит Вы ее ищете. Кто-то нашел халяву. Значит ему ее оч нехватает.
"...Первое правило волшебника гласит - люди глупы. Если правдоподобно объяснить, то кто угодно поверит во что угодно..." Терри Гудкайнд "Первое правило волшебника".
Можно только пофантазировать что найдет сексуальный маньяк в "Колобке" - "...Я от бабки ушел, и от деда ушел..." и далее различные варианты...

Serge Sadov писал(а):http://nnm.ru/blogs/mongol6/issledovanie_skazki_po_shuchemu_veleniyu/
Бред полнейший. Из варианта - если можешь не писать - не пиши.


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - zadel - 03.07.2009 22:02

Altavar писал(а):Внимательнее знакомьтесь с материалом. Илья Муромец не по своей воле сидел, а из-за паралича нижних конечностей. И богатырем он стал с помощью "калики перехожего".
Это все детали. Был инициирован "каликой перехожим" который пришел и сказал что - мол ты тут сидишь а все полимеры уже того.

ps "Причина: удален текст, относящийся к разжиганию национальной розни". - 282 шьешь начальник?


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - abra - 04.07.2009 01:16

Кстати о русских сказках.

Недавно попла мне в руки книжка для маленьких деток - большие картинки и относительно мало текста. Русские народные сказки.
Среди прочего была сказка про медведя и лису.
Узнала лиса о том, что у медведя есть мед. Обманом напросилась к нему в избу жить. Каждую ночь бегала и этот самые мед ела. После ночи когда мед закончился, медведь решил блины печь и есть с медом, а меда то и нет.

Медведь, как разумное существо, понял, что если в доме живут двое и мед съел не он, значит по ушам надо дать лисе, НО несмотря на это лиса предлагает проверить кто съел мед на самом деле (лечь на солнышке и у кого мед на животе вытопится.тот и съел(с)) и медведь СОГЛАШАЕТСЯ. Естественно на солнышке медведь заснул, лиса его вымазала медом, разбудила, показала и......... медведь покаялся! Финал.

Как я понимаю, ЭТО действительно народная сказка без купюр. На сказочном сюжете обыгрывается вполне житейская ситуация. Встреча простодушного и жулика. Вывод - дети не будте простофилями.


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - zadel - 04.07.2009 21:42

abra писал(а):Вывод - дети не будте простофилями.
А можно сделать и такой вывод - ненаимешь не проживешь, или - хорошо живут (мед жрут) только жулики а честные медведи сосут лапу.


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - abra - 04.07.2009 22:42

zadel а эти два вывода друг другу не противоречат :о)))


Re: Сказки, как отражение ментальности нации - zadel - 05.07.2009 13:15

abra писал(а):zadel а эти два вывода друг другу не противоречат :о)))
не скажи.
не будь лохом и будь жуликом это два разных вывода.