Так у меня чегой-то не получается приаттачить файл с "чтением вслух" Если RUSer захочет, пусть закинет, я пролог прочел уже, первую главу тоже попробую, а пока просто попытаюсь отвлечься от того, как я читаю книги, и прикинуть чего делал бы, если бы взялся ее писать.
Тут вот, однажды, одна графиня моего поручика (в смысле Ржевского) рисовать учила. Вначале, говорит, обрисуйте пропорции фигуры, которую вы хотели бы потом поиметь. Уточняя пропорции, обрисуйте основные объемы – торс, голову, руки, ноги, а потом, всё уточняя, ласковыми мазками вылизываете детали – глазки, носик, губки, ротик… ну и прочее. Если же вы сразу начинаете рисовать детально, пусть даже это самое прочее, в отрыве от всей фигуры, удовольствия не получите никакого, уродство одно. Разбор на форуме многих деталей правилен, но преждевременен, даже пропорции не наведены, а потому и ступор.
Как вот я, к примеру, понимаю структуру книги. Для простых вещей – простой подход – завязка, развитие, развязка. Причем и завязка, и развитие и развязка должны содержать… завязку, развитие и развязку. Рекурсивная структура произвольной глубины. На практике обычно применяется следующая схема (если пересмотрите голливудское, да и не только ихнее кино, то четко обнаружите это схему)
Завязка. Её смысл заключается в том, что бы дать читателю все необходимое для начала действия. У Вас это пролог и первая глава. Здесь должны быть решены вопросы
Жанр – комедия, трагедии, драма ( у Вас вроде решен как драма)
Тип – у Вас вроде как научная фантастика в стиле – потерянный наследник, или мечты подростка – проснулся и стал принцем. Если не так – меняйте начало книги.
Главные герои – у Вас это Император, помощник, принц и искин.
Место действия – Империя и Земля
Правила игры – хм… Вы задумывались над этим? В принципе интуитивно понятно, но бывает мутновато. Например, кто стоит за переворотом? Вы можете это сознательно открыть, сознательно спрятать, но не допускать просто мути. Иначе сюжет вырвется из-под контроля. (в файле с чтением вслух я подробнее останавливался)
В завязке находится
первый катализатор – сюжетный ход, который толкает действие, резко развивает сюжет и активно двигает историю. У Вас в прологе два кандидата – переворот и отказ искина провести коронацию. Которая из этих двух катализатор? Это имеет большое значение. Если переворот, то большое значение имеет кто заговорщики, какие силы за ними стоят, какими идеями руководствуются, политика групп, и т.д. Если катализатор - отказ коронации, то это поиск наследника и борьба с ним. Оба события пока прописаны достаточно слабо, что бы быть катализаторами, они оба должны быть прописаны сильнее, ярче, это обогатит книгу сюжетными линиями. Но катализатор здесь должен быть только один, он и определит главное направление сюжета. Далее же по ходу могут быть и другие катализаторы, но они изменяют уже начавшееся действие, поэтому четкая стартовая точка важна, иначе Вы путаете читателя.
Выделяют, кстати, три типа катализаторов –
действие, диалог, ситуация. Применяйте тот, который нужен для быстрого и аккуратного поворота сюжета в нужную сторону. Действие – наиболее мощный, Диалог – наиболее информативный, Ситуация – наиболее неожиданна.
С завязкой должна быть связана
центральная проблема, собственно ее первый катализатор и обозначит – политика в империи и борьба разных групп за продвижение своего наследника и влияния на него, либо получится конкретное психологическое исследование на определенную тему (предательство, стойкость и т.д.), замешанное на личных приключениях главного героя, его друзей и врагов. Но обозначена проблема должна быть очень четко, чего в прологе нет.
Когда центральная проблема поставлена, история приобретает развитие. И развитие не должно течь неспешно, как навоз по асфальту, оно должно брызгать действием из-под копыт. Кошмар пацанёныша в этом случае – хороший ход. Вот тут мы должны как можно больше узнать о наших героях. Откуда они, их характеры, мировоззрение. Должны быть поступки, события. И не только Андрея и его кормилицы, но и Императора и помощников. Для развития сюжета достаточно послать робота-шпиона за героем, а для развития действия и характеров – нет. В смысле, может быть и робот, но кто-то по какой-то причине, исходя из определенных целей, да еще и переругавшись со всеми на свете (или по бедности фантазии просто сунув взятку), должен отдать такую команду. Мне не интересны действия автомата, если, конечно это не R2D2 или 3PO (но эти и сами герои). Мне интересны действия значимых сил, (включая группы политиков) иначе я не узнаю ни их целей, ни их характеров.
И вот тут очень важны
акценты. В прологе акцент на один из возможных вариантов делает его катализатором действия всей книги. При описании кормилицы акценты сделают ее или любящей приемной матерью, или железной леди из ГБ, способной сдать наследника по прямому указанию начальства. Все эти акценты также проявляются в действиях, диалогах и ситуациях, но они не способны изменить ход истории как катализаторы, они предназначены для раскрытия героев и подготовки к развитию сюжета.
Хорошая книга не должна быть полностью предсказуема с самого начала. Например, если дать понять читателю что Император будет повержен, а его племянник займет трон, то потеря интереса на 50% гарантирована. А если намекнуть читателю, что наследник не хочет власти… У Садова, кстати, практически везде используется именно этот прием. Герой имеет все шансы стать императором, но его едва уламывают стать бароном. Теперь интерес читателя возрастает. А для его поддержания надо, по возможности непредсказуемо, менять сюжет.
Катализаторы, которые резко, иногда до противоположного, меняют ход истории, называются
поворотными точками. Тот же пример – кормилица, выйдя на связь с одной из групп политиков, будет пытаться сдать его этой группе. Недобитый ГБ-шник будет пытаться посадить его на трон. В ограниченных по времени фильмах таких поворотных точек обычно две – примерно через полчаса после его начала и за полчаса до его окончания. В «Аватаре» это попадание ГГ в племя, и бегство команды из плена на базе. Книга имеет больше возможностей, чем фильм. Посчитайте количество поворотов Дороги Судьбы хотя бы в первом томе Рыцаря Ордена.
Поворотные события слегка отличаются от первого катализатора. Их задачи –
• Придать действию новое направление развития
• Ставит проблему и заставляет мучиться в догадках (блин, сколько я мучился, вхрюкиваясь в сюжет только в прологе, но там нет поворотных точек, это скорее путало, чем интриговало)
• Обозначает момент принятия рещения одним из ГГ
• Усиливает риск, делает ситуацию неустойчивой, усиливает напряжение
• Ускоряет действие
• Служит катализатором развития сюжета в следующей части
• Вводит новые обстоятельства или по новому освещает события.
Наиболее мощной является поворотная точка, выполняющая все эти задачи. Вот это и есть работа над сюжетом, всё прочее – доработки. Вы создаёте завязку, определяете жанр и стиль, задаете героев, толкаете их, и дальше расставляете поворотные точки, как вешки на скачках, заставляя героев бежать наперегонки.
А какова цель этих скачек? Цель ГГ – чего-то добиться, чему-то научиться. А цель читателя – чему-то научиться, и после этого – чего-то добиться. Достигается эта цель с помощью развития характеров, о чём, если не будет лень, можно поговорить при обсуждении следующей главы
Конечная же цель должна вылиться в кульминации – завершающей части - развязке. Она должна решить все поставленные перед героем задачи, и/или поставить перед читателем вопрос, который он должен решить сам, самостоятельно, как домашнюю работу. После кульминации сказать больше нечего. И хорошо, когда и не говорят. Впрочем можно поделиться, к примеру, планами на будущее, это может дать намёк на продолжение. Но аккуратно завершить книгу после кульминации – редкий дар, и даже у мастеров получается не всегда. Легче (хоть и не лучше) всего завершить по-киношному, финальным кадром, например – гроб с героем, тихо покачиваясь в невесомости, умиротворённо уплывает вдаль, к звёздам…
Прошу пардону, увлёкся, длинно получилось... Попробую все-таки разобраться как файлы цепляются.